9 декабря

Родительское собрание "Играем вместе"

Родительское собрание в младшей группе.

Воспитатель Малерик О.А.

Дата: 09.12.2025г.

Тема собрания: « Играем  вместе»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

- показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка; 

- расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх;

- обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; 

- развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры;

- дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Повестка собрания:

1. « Играют дети - играем вместе».

2. Безопасность: пожарная, дорожная, культурно-массовые мероприятия, в новогодние и рождественские каникулы, безопасно установить елку, напомнить о запрете использования пиротехники и т.д. 

3.  Разное.


1.  Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и  правильного  развития.

«Игра - вещь полезная, игра с взрослыми - вещь очень полезная,

игра с родителями – вещь особо полезная!»

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, игры-драматизации все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр.

В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра - источник развития моральных качеств личности.

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок.

Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование.

И как сложно нашим малышам, ведь они - надежда и гордость родителей! Они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы мы поиграли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство - чувство локтя, чувство коллективизма.

Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища.

Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.

Понимая актуальность и важность данного вопроса, мы организовали эту встречу, чтобы помочь вам научиться играть вместе со своим ребенком, воспитывая через детскую игру качества, необходимые ему в дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве.

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. Малыш всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Именно в игре, а не обучении и не в разговорах развиваются способности, и формируется личность ребенка!

Одни игры развивают мышление и кругозор, другие - ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.

Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Игра – важное условие социального развития ребенка.  В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.

Игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!


Памятки по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

5. Игра с ребёнком научит нас:

6.Говорить с ребёнком на его языке;

7.Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);

8. Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

9. Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

10. Любить детей такими, какие они есть!

  И сейчас мы предлагаем вам игры, которые  помогут организовать интересное общение с ребенком дома. При условии участия этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи и творческих способностей малыша.


ИГРЫ ДОМА И НА КУХНЕ.

 Бусы

Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.

 Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!

 Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.

 А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.

Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот бусины или пуговицы.

Найди пару.

Необходимый инвентарь: бутылочки с пробками, баночки с пробками, болты и гайки разной вылечены. Ребенку даётся задание найти к каждой баночке, бутылочке нужную пробку. Так же и с болтами и гайками.

Лабиринт для пальчика

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении

Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.

◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке.

◈ Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры.

◈ В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных.

◈ Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры).

◈ На дорожки приклейте разную крупу.

◈ Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями.

Рисование на манке.

Оборудование: разнос с манкой

Можно загадать загадку ребенку, а отгадку нарисовать на разносе.

Игры на кухне

 «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

 «Тесто»

Лепите все, что захочется.

 «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

«Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

 «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

«Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

«Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

 «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

«Сухие завтраки - колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Предлагаемые  игры не просто интересные, но и полезные:

1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий — мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей .

2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.

3. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик .

4. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка… В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями .

6. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.

9. Чудесный мешочек. В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс. Положите в небольшой мешочек хорошо знакомые ребёнку предметы -мячик, кубик, карандаш, кисточку, шнурок и др. Завяжите ребёнку глаза и попросите его вытащить один предмет. Пусть попробует узнать этот предмет на ощупь (игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность)

10.  Что за сказка? У вас в руках всё тот же чудесный мешочек, в котором находятся предметы, которые потеряли сказочные персонажи (ключ, туфелька, горошина, луковица и т. д) Ребёнок должен отгадать, что за герой его потерял или в какой сказке встречается этот предмет (игра развивает речь, память, воображение)

11. Комплименты. Расскажите ребёнку, что вежливому человеку живётся легче и веселее. Его все уважают и ценят. Проверьте, умеете ли вы говорить комплименты, и умеет ли это делать ваш ребёнок. В эту игру можно играть вдвоём или большой компанией. Все по очереди говорят каждому из участников что-то приятное. За самый лучший комплимент-приз. (игра развивает умение общаться)

12. Кто первый? Называйте вслух всё, что видите за окном. (деревья, автомобили, птицы, дома и т. д.) Побуждайте ребёнка указывать и называть разные объекты, а также отыскивать среди них какие-то примечательные (самое большое дерево, грузовая машина) .А теперь загадайте какой-нибудь объект, который можно увидеть за окном. Выигрывает тот, кто увидит загадочный объект первым. (игра развивает внимание, расширяет словарный запас)

13. Фанты. Это простая и весёлая игра. Выберите двух ведущих. Каждый отдаёт одному из ведущих какую-нибудь свою вещь: заколку, игрушку, платок и т. д. Один ведущий закрывает глаза, а второй поднимает чей-нибудь фант и задаёт вопрос:»что делать этому фанту? «.Не открывая глаз, первый даёт задание (прокукарекать, изобразить какое-либо животное и т. д) Получается весёлый импровизированный концерт. (игра развивает фантазию, артистические способности, умение общаться) .

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Игра с ребёнком научит нас:

Говорить с ребёнком на его языке;

Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);

Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

Любить детей такими, какие они есть! 


2. Безопасность взрослых и детей в период новогодних и рождественских каникул, время новогодних и рождественских каникул важно соблюдать правила безопасности в разных ситуациях: в доме, на улице, в общественных местах и при нахождении детей.  

Пожарная безопасность

Некоторые правила пожарной безопасности во время праздников:

Установка ёлки. Ёлка должна стоять вдали от отопительных и нагревательных приборов, не загромождать выход из помещения. Не использовать легковоспламеняющиеся декорации (игрушки из ваты, пластика, бумаги, воска). 

Использование пиротехники. Запрещено использовать самодельные пиротехнические изделия. Все приобретённые петарды и фейерверки должны иметь сертификат соответствия и инструкцию. Перед использованием пиротехники нужно выбрать безопасное место — свободную открытую площадку вдали от жилых домов, без деревьев и построек.  

Выключение гирлянд. Когда человек ложится спать или уходит из дома, обязательно нужно выключать гирлянду из розетки — она может замкнуть.  

При возникновении пожара. Немедленно сообщить об этом в пожарную часть по телефону 01 или сотового оператора 101. 

На улице

Некоторые правила безопасности на улице во время каникул:

Осторожность на льду. При недостаточной толщине (до 15 см) не выходить на лёд.

Осторожность при прогулках в лесу или на реке. Запрещается разжигать костры на территории лесного массива.

При очень низкой температуре не выходить на прогулку, чтобы избежать обморожения кожи.

Не рекомендуется играть вблизи железной дороги или проезжей части, а также ходить на пустыри, заброшенные здания, свалки и в тёмные места.

В общественных местах

Некоторые правила безопасности в общественных местах во время каникул:

В местах проведения массовых мероприятий — держаться подальше от толпы, чтобы избежать травм.  

В развлекательных и торговых центрах — сформировать у ребёнка правило «двух шагов»: на это расстояние он не должен отходить от родителей.  

Вести себя уважительно по отношению к участникам массовых мероприятий, обслуживающему персоналу, должностным лицам, ответственным за поддержание общественного порядка. 

Осуществлять организованный выход из помещений и сооружений по окончании мероприятий.  

С детьми

Некоторые правила безопасности при нахождении детей во время каникул:

Не оставлять детей дома без присмотра. Хранить бытовую химию, лекарства, легковоспламеняющиеся жидкости, зажигалки в недоступных для детей местах.  

Не разрешать детям самостоятельно пользоваться пиротехникой и играть со спичками и зажигалками.  

Рассказать детям, что нужно делать в случае возникновения пожара. Напомнить, что при пожаре нельзя прятаться в укромные места (в шкафы, под кровати, так как это затруднит их поиск и спасение).  

Выучить с детьми наизусть номер «112» — телефон вызова экстренных служб.  

Предупреждать детей об опасности — например, объяснить, что никто не может прийти в дом от имени родителей с просьбой отдать какую-то вещь или сумму денег, приютить на ночлег. 


3. Разное.

Поблагодарить родителей за  активное  участие в  жизни группы и МБДОУ, за обратную связь и сотрудничество.

1) предложить принять участие в выставке семейных творческих работ «Зимушка-Зима»;

2) соблюдать режим дня;

3) не пропускать дошкольное учреждение;

4) продумать костюм ребенка для участия в новогоднем развлечении, с точки зрения безопасности, практичности и удобства для ребенка

5) и т.д.

Дальнейшее общение было выстроено в диалоге между родителями и воспитателем группы.